Ракурс в страноведение
Большая часть приведенного ниже была написана в комментах к этому посту, но тем не менее, вижу необходимость вынести несколько мыслей в отдельную публикацию.
Город Запорожье считается традиционно русскоязычным (при том, что этнических русских здесь менее четверти), поэтому русские патриоты любят рассказывать, что инфернальные украинские нацисты нагло попирают права местного русскоязычного населения получать образование и общаться с органами госвласти на родном языке.
А ведь! — восклицают они — русские, наряду с украинцами, являются здесь коренным народом!
Здесь следует обратиться сначала к истории, а потом к Википедии. Согласно последней, коренные народы — это те, которые жили на определенной территории до прихода туда переселенцев. Но вот сюрприз — переселенцами в случае с Запорожьем являются как раз русские!
В самом деле: Александровская крепость была закончена в 1775 году, но статус посада (поселения городского типа) она получила только в 1785, а города и вовсе — в 1805. Внутри фурштата жили прибывшие из Российской империи солдаты, а в предместьях — украинские крестьяне и присланные из великороссийских губерний рабочие и каторжники. Очевидно, что коренным народом сосланных на окраину империи «колодников» назвать трудно, причем с этим тезисом я заручился поддержкой составителей «Первой всеобщей переписи населения Российской империи 1897 г.», указывающих:
Но даже если сделать именно так и сказать, что в любом случае русские жили на Запорожье столетиями (по состоянию на 2022 год), могут считаться коренными жителями и претендовать на особый статус русского языка, то... все равно ничего не получится. Потому что рядом с русскими и украинцами все эти столетия жил еще один народ, вклад которого в становление Запорожья как минимум не менее значим, хотя и мало известен.
Этот народ — немцы.
В 1789 на Запорожье уже процветала целая группа колоний немцев-меннонитов, расположенная в пределах и вокруг нынешнего города — Розенталь, Шенвизе, Айнлаге, Блуменгарт, Бурвальде, Хортица... Меннониты, хотя были и не слишком многочисленны (чуть больше 14 000 к концу 19 века), строили здесь города, села, заводы и мастерские, озеленяли степь и развивали сельское хозяйство — по производству сельхозтехники Александровский уезд одно время занимал третье место в Российской империи после Москвы и Варшавы.
А потом началась Первая Мировая, за ней пришли большевики, национализировали заводы и обобществили землю. Большая часть немцев, лишившись всего, эмигрировала, но многие и остались (у меня в универе было немало студентов с фамилиями вроде Беккер и Вагнер).
В этой связи возникает важный вопрос — кто является более коренным народом на запорожской земле: русские или немцы? И еще один, не менее важный: почему мы не слышим претензий о том, что немецкий язык должен стать вторым государственным (или как минимум региональным), учитывая долгую историю немецких колонистов в этих местах? Почему этнические немцы не могут смотреть кино на немецком, писать заявы в жэк на языке Гете и Шиллера, учиться в немецких школах, наконец? Ведь по логике русских патриотов, они имеют на это полное право!
Наверное, потому, что немцы понимают, что национальное меньшинство — это национальное меньшинство, которое не может диктовать свою волю целому государству. А русские патриоты (несмотря на то, что они очень умны и всесторонне образованы) понять такие простые вещи не в состоянии.
Что тревожно, а в свете нынешних событий еще и печально.