Вот скажем, построили в 1913 на Балтике Опытную станцию для гидросамолетов. Нагнали туда летчиков и принялись тренировать. А летчики, сами понимаете, тогда - не просто так. А - аристократия. Белая кость, шелковые шарфы, модные очки на полбашки. Фамилии наподобие фон Липгарт, Ваксмут и Пиотровский. И так далее.
С самолетами в стенающей под игом царизма России было не очень. Самолеты закупали за границей, главным образом - во Франции. А поскольку Опытная станция находилась на море, то и самолеты там испытывали морского базирования. Гидропланы, короче.
И вот однажды один из летчиков - тот самый тевтон Липгарт - умудрился раздерибанить новейшую летающую лодку "Донне Левек" об воду. Тонкость была в том, что самолет был настолько новый, что его даже не успели принять на баланс. То есть, получается, государство не может оплатить его ремонт. А кто может? Известное дело - вандал Липгарт!
А стоимость самолета, на минуточку, оценили в 13 000 рублей. Для сравнения - трехнедельная экскурсия по швейцарским Альпам стоила около 60 рублей. Спавший с лица Липгарт ходил к друзьям - Ваксмуту, Лаврову и Литвинову - и клянчил тысчонку до получки. Ему никто не давал. Известное дело - на опохмел. Тут бы посочувствовали. Но на помятую летающую лодку одалживать - это как-то даже некомильфо.
Начальник Опытной станции Александров тоже не дремал, а чтобы не дремать, ходил по окружающим заводам и задавал вопросы: "А не возьмется ли кто-то починять самолет, недорого?" Ремесленники с пониманием относились к бедам российского авиапрома. На Русско-Балтийском вагонном заводе за ремонт запросили 6.500 рублей, на лебедевском заводе - 6.000 ровно. Оптимизма уже крепко пьющему Липгарту это не прибавило.
Но тут начальнику Александрову неожиданно свезло - он пришел на фабрику Щетинина, где главный конструктор Григорович предложил седеющему визави удобную сделку. Они ремонтируют гидроплан практически бесплатно, а взамен делают себе его чертеж и снимают эскизы со всех деталей, чтобы потом изготавливать такие шайтан-машины самостоятельно. Надо сказать, что смысл слов "производство по лицензии" и "беззастенчивое пиратство" отлично понимали уже тогда. И денежную разницу между ними тоже понимали прекрасно.
В общем, самолет русским морским летчикам починили. Технологию производства летающих лодок Григорович упешно приписал себе, после чего неоднократно получал от Морского министерства денежные заказы на производство таковых. А с дурака Липгарта все-таки слупили 400 рублей, "для приличия", как тогда выражались.
А у нас - эвон! все с пиратским контентом в контактике борются.